Итоги

12 апреля прошла конференция «SaaS в России», на которой представители компаний-вендоров, их клиенты, независимые эксперты в области SaaS, представители инвестиционных компаний и другие заинтересованные в развитии SaaS специалисты обсудили наиболее часто возникающие проблемы в области SaaS как с точки зрения клиентов, так и с точки зрения разработчиков, и попытались предположить, как будет выглядеть рынок SaaSтехнологий в России в ближайшем будущем.

В первую очередь слово было дано Антону Салову – руководителю департамента Интернет-решений Softcloud. В своём докладе он рассказал слушателям особенности и тенденции рынка SaaS в России, а также привел некоторую статистику за последние годы. На примере компании Google выяснилось, что за два последних года доля GoogleApps среди всех услуг компании выросла с 0 до 48% (в опросе участвовали ISV, ISP, IT-аутсорсинг, телеком компании, пресса и др). Также Антон выделил несколько направлений, которые востребованы на российском рынке, но пока мало развиты: это документооборот корпоративного уровня, сервисы для физических лиц, бухучет, сервисы правовой поддержки, сервисы ERM, HRM и др. На сегодняшний день подавляющее большинство предпочитает покупать SaaS решения непосредственно у крупного провайдера, тогда как треть обращаются напрямую к разработчикам и еще 18% — к оператору связи.

Во второй секции конференции оценку модели предоставления ПО SaaS в России давали представители крупного (Константин Маслов, М-Видео) и малого (Сергей Ковалев, It-in) бизнеса. Различия использования SaaS приложений в этих компаниях оказались действительно велики. По словам Константина, интеграция SaaSтехнологии в работу компании М-Видео оказалась довольно полезной, но вместе с этим вызвала множество проблем: из-за долгой стабилизации, внедрение и настройка происходили на протяжении года (а не запланированных 4х месяцев) и потребовался перенос системы с Amazonна хостинг в Москве и построение выделенного канала к хостингу. Это помогло устранить «подвисания» системы, java-ошибки, помогло увеличить производительность и масштабируемость процессов. С точки зрения же малого бизнеса, главное в технологиях – скорость, постоянная поддержка и небольшая стоимость, и SaaSдля этого – лучшее решение. Платя сравнительно небольшие деньги за подписку к сервису, небольшая компания может терпеть некоторые проблемы с предоставлением услуг без видимого ущерба для бизнеса. Малый бизнес с удовольствием использует SaaS, потому что нет ни сотрудников, ни компетенции для поддержания собственной инфраструктуры, ни времени разбираться в технологии, SaaS модель доступнее по деньгам и отсутствует риск в случае «если не получится». Сергей отметил, что основным требованием малого бизнеса к SaaSкомпании является постоянная, полная техническая поддержка.

В третьей части конференции несколько представителей различных российских SaaS компаний поделились своим опытом работы. Виталий Панарин (Insales), Вадим Сезенин (IT GRAD), Аскар Рахимбердиев (Мойсклад) и Дмитрий Скляров (iMind) рассказали, с какими проблемами они столкнулись и как их решали  на пути к успеху. В первую очередь, потенциальные клиенты SaaS компаний боятся за безопасность своей информации, поэтому уровень доверия к SaaSсравнительно низок. Для многих проще и, как им кажется, безопаснее, купить программное обеспечение «в коробке», но по в итоге это может выйти дороже и менее эффективно за счет стоимости, обслуживания и обучения пользователей. Также встает вопрос об этике: в России считается, что любое ПО можно приобрести в пиратской версии бесплатно или за очень малые деньги, однако в случае с SaaSмоделью это не работает. Однако стоит помнить, что в стоимость пиратской продукции не входит техническая поддержка, которая необходима в большинстве случаев. Заказчик должен получить ответ на следующие вопросы: что будет с моей информацией, если всё упадет, как будут защищены мои данные от третьих лиц, можно ли изменять параметры услуги и кто будет отвечать за потерю данных?

В четвертой секции, посвященной каналам продаж SaaS приложений, Константин Анисимов (Parallels) и Михаил Ляпин (Softcloud) провели структурный анализ рынка. Константин предположил, что уже совсем скоро Microsoft, Google, Yandex будут в разряде сверхоблаков, далее будут идти агрегаторы ПО, телекомы, дата центры, крупные хостинг-провайдеры, еще дальше – IT-аутсорсинговые компании и крупные реселлеры, и в итоге через них продукт будет попадать к клиенту. Опираясь на данные IDC, Михаил сделал вывод, что 12% ITв 2014 году будет находиться в облаке.  При этом, если успехом считать высокие продажи, то успех услуги на рынке продажи будет иметь структуру: 40% — продажи, 30% — разработка, 20% — маркетинг и 10% — упаковка. Также, были предложены две модели разработки ПО, основанные на создании собственной платформы, либо на разработке продукта. Михаил сделал упор на то, что SaaSтехнологии сейчас труднодоступны регионам, однако это огромный рынок сбыла, которым нельзя пренебрегать. Константин завершил своё выступлении идеей, что не стоит ударятся в маркетинг в надежде, что это сразу же приведет к сверхприбылям, в первую очередь нужно делать то, что получается лучше всего, ведь качество продукта – лучшая реклама ему.

В предпоследней части конференции Павел Никонов (ABRT Venture Fund), Максим Медведев (AddVenture) и Дмитрий Чихачев (Runa Capital) взглянули на SaaSстартапы глазами инвесторов и дали ряд практических советов и рекомендаций. В первую очередь, компания и инвестор должны иметь одинаковые цели, а именно заработок денег и получение прибыли. Взаимный интерес компании и инвестора проявляется не только в том, насколько дорого компании обойдется начальный капитал, но и сколько будет стоить сама компания через 5 лет. Инвестиционный фонд – не просто мешок с деньгами, а мощный инструмент бизнеса, при грамотном сотрудничестве с которым будут удовлетворены и интересы компании, и интересы инвесторов. Из 100% продуктов инвестирование получают всего 3%, и на этапе отбора инвестора в первую очередь интересуют команда, продукт (технология) и  рынок (размер, потенциал, конкуренция и т.д.). Представитель компании должен уметь при первой встрече описать инвестору свой продукт буквально за пару минут, долгие же подробные презентации следует оставить на вторую встречу.

Последним блоком конференции шло выступление Романа Речкина (ИНТЕЛЛЕКТ-С) на тему «Правовые аспекты SaaS бизнеса».  В первую очередь, его доклад касался близкой каждому SaaSстартапу теме защиты интеллектуальной собственности, персональных данных, конфиденциальной информации и соблюдения гражданских прав. С точки зрения закона, за информацию отвечает тот, кто имеет к ней доступ, право влиять на неё и всячески контролировать. За несанкционированный сбор анкетных данных 4й категории (имя, фамилия, телефон и т.д.) предприятию грозит в худшем случае штраф в размере 10 тыс. руб., однако если фирма распространяет чужую интеллектуальную собственность или конфиденциальную информацию, последствия могут быть совершенно другими. Также стоит помнить, что оформлять правовые документы стоит, начиная бизнес, а не в условиях конфликта с бывшими партнерами.

Конференции  закончилась конкурсом презентаций SaaS стартапов, где молодые предприниматели получили оценку своих проектов, а также конструктивные советы по их улучшению от представителей компаний-вендоров, независимых экспертов в области SaaS, представителей инвестиционных компаний и других заинтересованных в развитии SaaS специалистов. В конкурсе участвовало 9 проектов, в том числе из Санкт-Петербурга и Луганска (Украина). Призы от компании АйТи – сертификаты на обучение — получили проекты Jetka, i-bron и QArt.

Все презентации, которые были разрешены для опубликования выступающими, будут размещены в разделе «Презентации».

Спасибо всем, кто пришел и кто смотрел он-лайн трансляцию! Компании iMind спасибо за транстляцию!